Психологическая подготовка детей к школе

Подготовка к школе - комплексное понятие, включающее в себя физиологичекую, педагогическую и психологическую готовность. На практике это означает, что для успешного обучения в школе ребёнку необходимо физическое здоровье и достаточный уровень созревания физиологических систем, набор знаний, умений и навыков, а также определенный уровень развития познавательных процессов и личностных качеств.Если хоть один из этих показателей не соответствует норме, у ребенка могут возникнуть различные трудности при переходе на новую социальную ступень.

Подготовка ребенка к школе с точки зрения его психологии - понятие комплексное, традиционно разделяемое на 4 блока:

1. Интеллектуальная готовность к школе

2. Личностная готовность к школе

3. Сформированность произвольности

4. Сформированность предпосылок учебной деятельности.

Интеллектуальная готовность.

Говоря об интеллектуальной готовности к школе, необходимо различать понятия "обученность" и "интеллектуальное развитие" . Первое включает в себя те умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать.Обученность определяет общий кругозор, запас конкретных знаний, понимание основных закономерностей. Интеллектуальное развитие представляет собой умственный потенциал, развитие мыслительных процессов -способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, анализировать, выделять существенные признаки, делать самостоятельные выводы.

Личностная готовность к школе.

Для успешной адаптации к школе у ребенка в первую очередь должно присутствовать желание быть школьником. На практике оно выражается в стремлении ребенка перейти к новым отношениям со взрослыми: занять ответственную позицию и получить от взрослого подтверждение своей новой значимости.С точки зрения психологии ребенок готов к школе, если он сам стремится быть школьником.

Сформированность произвольности. 

Произвольное поведение - это умение ребенка управлять своим поведением, организовывать свою работу.

Сформированность предпосылок учебной деятельно

Учебная деятельность - это сознательная деятельность по усвоению знаний ,умений и навыков и складывается  она постепенно. В задачи обучения старших дошкольников входит формирование некоторых исходных предпосылок учебной деятельности. Важнейшими из них являются:

-высокий уровень активности

-инициативы

-самостоятельности в работе

-уважительное отношение к взрослому как к учителю

-стремление выполнять его задания

- достаточно высокий уровень производительности т.е. умение сосредотачивать внимание на поставленной задаче

- умение планировать и контролировать собственные действия в соответствии с этой задачей

 .В старшем дошкольном возрасте у ребёнка формируются следующие элементы учебной деятельности:

- умение определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата ;

-самоконтроль который проявляется при сравнении полученного результата с образцом , эталоном;

-умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;

-умение планировать деятельность, ориентируясь на ее результат

Старший дошкольник должен уже интересоваться не только лишь конечным результатом проделанной работы, но и путями ее выполнения и способами действия. Старший дошкольник способен оценивать свою работу и контролировать себя.

         Показатели сформированности предпосылок учебной деятельности:

- умение слушать и запоминать поставленную задачу  , устное объяснение образец;

-умение анализировать. вычленять способ действий,применять его для решения поставленной задачи;

-умение контролировать свои действия , оценивать задания и результаты деятельности.

    Таким образом , мы видим, что подготовка к школе - это сложный, многокомпонентный процесс. Ребёнка нельзя "натренировать" быть школьником., его можно постепенно подготовить к новому виду психологических отношений. Правильная подготовка  к школе старшего дошкольника должна представлять собой игру в школу, которая постепенно переходит в реальные отношения.Для обеспечения такой подготовки в рамках дошкольного учреждения необходимо тесное сотрудничество всех специалистов, работающих с ребёнком, и хороший контакт с семьёй.

     Журавлёва,Е.Н.

Психологическая подготовка детей к школе -Мозырь: Белый ветер,2011.-73с.