Психологическая подготовка детей к школе
Подготовка к школе - комплексное понятие, включающее в себя физиологичекую, педагогическую и психологическую готовность. На практике это означает, что для успешного обучения в школе ребёнку необходимо физическое здоровье и достаточный уровень созревания физиологических систем, набор знаний, умений и навыков, а также определенный уровень развития познавательных процессов и личностных качеств.Если хоть один из этих показателей не соответствует норме, у ребенка могут возникнуть различные трудности при переходе на новую социальную ступень.
Подготовка ребенка к школе с точки зрения его психологии - понятие комплексное, традиционно разделяемое на 4 блока:
1. Интеллектуальная готовность к школе
2. Личностная готовность к школе
3. Сформированность произвольности
4. Сформированность предпосылок учебной деятельности.
Интеллектуальная готовность.
Говоря об интеллектуальной готовности к школе, необходимо различать понятия "обученность" и "интеллектуальное развитие" . Первое включает в себя те умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать.Обученность определяет общий кругозор, запас конкретных знаний, понимание основных закономерностей. Интеллектуальное развитие представляет собой умственный потенциал, развитие мыслительных процессов -способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, анализировать, выделять существенные признаки, делать самостоятельные выводы.
Личностная готовность к школе.
Для успешной адаптации к школе у ребенка в первую очередь должно присутствовать желание быть школьником. На практике оно выражается в стремлении ребенка перейти к новым отношениям со взрослыми: занять ответственную позицию и получить от взрослого подтверждение своей новой значимости.С точки зрения психологии ребенок готов к школе, если он сам стремится быть школьником.
Сформированность произвольности.
Произвольное поведение - это умение ребенка управлять своим поведением, организовывать свою работу.
Сформированность предпосылок учебной деятельно
Учебная деятельность - это сознательная деятельность по усвоению знаний ,умений и навыков и складывается она постепенно. В задачи обучения старших дошкольников входит формирование некоторых исходных предпосылок учебной деятельности. Важнейшими из них являются:
-высокий уровень активности
-инициативы
-самостоятельности в работе
-уважительное отношение к взрослому как к учителю
-стремление выполнять его задания
- достаточно высокий уровень производительности т.е. умение сосредотачивать внимание на поставленной задаче
- умение планировать и контролировать собственные действия в соответствии с этой задачей
.В старшем дошкольном возрасте у ребёнка формируются следующие элементы учебной деятельности:
- умение определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата ;
-самоконтроль который проявляется при сравнении полученного результата с образцом , эталоном;
-умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;
-умение планировать деятельность, ориентируясь на ее результат
Старший дошкольник должен уже интересоваться не только лишь конечным результатом проделанной работы, но и путями ее выполнения и способами действия. Старший дошкольник способен оценивать свою работу и контролировать себя.
Показатели сформированности предпосылок учебной деятельности:
- умение слушать и запоминать поставленную задачу , устное объяснение образец;
-умение анализировать. вычленять способ действий,применять его для решения поставленной задачи;
-умение контролировать свои действия , оценивать задания и результаты деятельности.
Таким образом , мы видим, что подготовка к школе - это сложный, многокомпонентный процесс. Ребёнка нельзя "натренировать" быть школьником., его можно постепенно подготовить к новому виду психологических отношений. Правильная подготовка к школе старшего дошкольника должна представлять собой игру в школу, которая постепенно переходит в реальные отношения.Для обеспечения такой подготовки в рамках дошкольного учреждения необходимо тесное сотрудничество всех специалистов, работающих с ребёнком, и хороший контакт с семьёй.
Журавлёва,Е.Н.
Психологическая подготовка детей к школе -Мозырь: Белый ветер,2011.-73с.