РусскийБеларускi

 

Государственное учреждение образования
"Ясли-сад №15 г. Слуцка"

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

админ сайта

 

 

Советы педагога-психолога


15.01.2020

Развитие личности ребенка 4-5 лет

Развитие личности ребенка 4-5 лет

Возраст от четырех до пяти лет – период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее,покладистее. Несмотря на это, расслабляться родителям не нужно. Возрастные (психологические, интеллектуальные, физические) особенности детей 4-5 лет подскажут, в каком направлении двигаться, как развивать ребёнка и помогать ему в преодолении трудностей этого периода.

В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются:

  • Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делатьсамому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.

• Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.    Дети этого возраста очень эмоционально чувствительны и ранимы. Поэтому, наказывая и ругая их, слова нужно подбирать с большой осторожностью. Иначе это может спровоцировать у них развитие внутренних комплексов, препятствующих социализации и формированию полноценной личности.

  • Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.
  • Страхи как следствие развитого воображения. Безудержность детской фантазии в 4-5 лет может порождать разнообразные страхи и кошмары. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Поэтому он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности.
  • Отношения со сверстниками. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру. У ребенка появляется большой интереск ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении состороны ровесников.
  • Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Увлекательный разговор и занимательная игра –  вот то, что им сейчас просто необходимо для удовлетворения познавательного интереса. Если вы оттолкнёте ребёнка в этот момент, можете навсегда отбить у него охоту чем-то интересоваться.

Развитие Мышления, Памяти, Внимания.

1. Ребенок может уметь определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.

2. Ребенок может знать основные геометрические фигуры (круг, овал,квадрат, треугольник и прямоугольник)

3. Ребенок может знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.

4. Ребенок может уметь расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.

5. Ребенок может уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше - меньше, поровну.

6. Ребенок может уметь находить отличия и сходства между двумя картинками (или между двумя игрушками).

7. Ребенок может уметь складывать по образцу постройки из конструктора.

8. Ребенок может уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.

9. Ребенок может уметь складывать пирамидку (чашечки, вкладывая их друг в друга) без посторонней помощи.

10. Ребенок может уметь называть обобщающим словом группу предметов (корова, лошадь, коза – домашние животные; зима, лето, весна – времена года).

11. Ребенок может уметь подбирать противоположные слова: стакан полный- стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, ребенок голодный - ребенок сытый,чай холодный – чай горячий и т.д.

12. Ребенок может уметь запоминать пары слов, после прочтения взрослым:стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка и т.д.

Развитие Речи

1. Ребенок может использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов.Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не только родители.

2. Ребенок может понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки - лапы, ногти - когти, волосы -шерсть).

3. Ребенок может уметь находить предмет по описанию (яблоко - круглое, сладкое, желтое). Уметь самостоятельно составлять описание предмета.

4. Ребенок может знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.

5. Ребенок может уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов, потешек.

6. Ребенок может называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город, в котором живет.

7. Ребенок может уметь отвечать на вопросы, касательно недавно произошедших событий: Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?

Окружающий мир

1. Ребенок может уметь различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают.

2. Ребенок может знать названия насекомых, уметь рассказывать о том, как они передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает).

3. Ребенок может знать всех домашних животных и их детенышей.

4. Ребенок может уметь угадывать по картинкам времена года. Знать приметы каждого из них.

ВАМ КАК ЕГО РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО:

  • Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку непозволено нарушать. Запретов, правил и законов не должно быть очень много: в силу своих психических возрастных особенностей ребёнок не сможет выполнять их все.
  • По возможности вместо запретов предлагать альтернативы. Формулируяих так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест.
  • Говорить ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки. Быть готовыми к тому, чтобы разобраться вместе с ним в сложной этической ситуации, в которые он попадает во дворе и в детском саду.
  • Сдержанно реагируйте на справедливую обиду и гнев ребёнка.
  • Ребёнку 4-5 лет не нужно рассказывать страшные истории, показывать ужастики, рассуждать о смерти и болезнях.
  • Предоставлять ребенку возможности для проявления его творчества и самовыражения.
  • Интересуйтесь творческими особенностями и успехами своего малыша. Но не критикуйте.
  • Не перегружайте его совесть. Не нужно постоянно говорить ему об его ошибках: появится уничтожающее чувство вины, страх, мстительность, пассивность.
  • Обеспечить ребенку возможность совместной с другими детьми игры, осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития.
  • Отвечайте на любые вопросы, интересуйтесь его мнением. Подскажите способы самостоятельного поиска информации. Закрепляйте любые полученные знания.
  • Играйте с ним дома. Читайте книги.

Родители должны помнить, что на данном этапе развиваются такие черты характера, как доброта, справедливость, правдивость, закладываются жизненные ценности и идеалы. Поэтому так важно учитывать возрастные особенности детей 4–5 лет, воспитывать в них доброту, вежливость, ответственность, отзывчивость, любовь к труду.

Помощь в воспитании отдельных черт характера должна также осуществляться в соответствии с полом дошкольника и ролями взрослых в семье. Так, мать учит ребенка находить общий язык, искать компромисс, от нее исходит ласка, забота и любовь. Отец является олицетворением порядка, защиты, это первый учитель жизни, который помогает быть сильным и целеустремленным. Отношения внутри семьи – важнейший фактор, оказывающий влияние на воспитание ребенка и на всю его последующую жизнь.

Родителям на заметку. Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5 лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера. Не упустите из внимания данную особенность.

Те родители, которые заботятся о становлении полноценной личности ребёнка, должны иметь в виду все выше перечисленные возрастные особенности развития детей 4-5 лет: они являются ориентиром. Зная о них, гораздо легче направить малыша в нужное русло, разобраться в его внутреннем мире, помочь справиться с теми трудностями, которыми чреват данный период.

 

Консультация подготовлена педагогом-психологом Л.В.Грамович по материалам Матейчек З. Родители и дети.– М., 1992; Муссен П. и др. Развитие личности ребенка.– М., 1987; Субботский Е.В. Ребенок открывает мир.– М., 1991.

 

 

 

 Каштальян Виктория Юрьевна
 педагог-психолог
 
 высшее образование
 

График работы

педагога-психолога ГУО «Ясли-сад №15 г.Слуцка»

Каштальян Виктории Юрьевны

 

День недели

 

Время

Понедельник

8.00 – 16.00

Обед: 13.00-13.30

Вторник

8.00 – 18.00

Обед: 13.00-13.30

Среда

8.00 – 16.00

Обед: 13.00-13.30

Четверг

7.30-16.00

Обед: 13.00 - 13.30

Пятница

7.30 – 15.30

Обед: 13.00-13.30

Телефон: 8(017)9524672


 


           

 

г. Слуцк, ул.Уласовца, д.21

телефон +3751795-22806; +3751795-24672